Горстки мыслей и чувств по поводу фильма Дэвида Линча «Малхолланд Драйв»

София Соболева, 1 курс киноколледжа, мастерская «Режиссер»

Осторожно! СПОЙЛЕРЫ!


Несмотря на то, что зимой я закончила работу над видеокопией эпизода из «Малхолланд Драйв», смыслы этого фильма раскрываются мне до сих пор. Эта картина, можно сказать, вселилась в мою голову, которая связывает с ним многие события моей жизни.

После просмотра я минут десять не понимала, что вообще произошло: внутри меня была бездна, в которой роились тысячи вопросов. Историю Линч представил запутанную, с очень непоследовательным и иногда шокирующим монтажом. Фильм наполнен странными сюжетными линиями и не менее странными персонажами. На эмоциональном уровне он сразу меня зацепил, но чтобы докопаться до сути, мне пришлось разбираться с его структурой.

Для меня «Малхолланд Драйв» разделился на две части: первая – сон героини, вторая – суровая реальность. Значение сна в этом фильме очень велико, в нем видно воплощение всех мечтаний Даяны. Она добивается успеха в Голливуде, её режиссер, ненавистный ей в реальности, попадает в ужасные ситуации, все свое время она проводит с Камиллой, которой она держится и боится её потерять.









Что же заставляет героиню проснуться? Мне привиделись две попытки пробуждения. Один из самых страшных моментов в фильме – когда девушки видят труп с головой животного на кровати. Это пытается вытрясти героиню из состояния сна, но она только пугается, пытается обмануть свой сон, понимает, что в реальности потеряет Камиллу. Надевает на нее парик, маскируя ее под себя. Вторая попытка – сцена в «Silencio» – кульминация. В момент исполнения песни «Llorando» мы видим, какое сильное впечатление производит она на героинь – Камилла даже начинает трястись. Но на самом деле это все оказывается фальшью: песня – всего лишь запись. Именно в этот момент приходит осознание того, что постоянно во сне жить нельзя, мир в котором она живет – иллюзия, пора просыпаться! То есть искусство смогло повлиять сильнее, чем физическое доказательство. В реальности все происходит ровно, не как во сне. Даяну переполняет зависть и ревность к Камилле. Эти чувства и доводят ее до убийства, а потом и до самоубийства.

В жизни не видела фильма, который лучше передаёт чувство потерянности, незащищенности и отчаянья – все, что можно пережить в эпизоде с выстрелом. В этом эпизоде главную героиню реально терзают мысли о своем поступке и о потере Камиллы, но давят и доводят до смерти ее родители, то есть их ожидания о том, что она станет великой актрисой. Мне кажется, это выливается в конфликт – ожидания других и твои реальные желания.

После смерти героини чувствуется невероятная легкость и светлая грусть. Она мне кажется очень родной и близкой. Любовь Даяны подлинна, взаимна, хоть и наполнена как и отвратительными, так и светлыми чувствами.

Очень часто я замечаю за собой, что почти не различаю навязанные кем-то или чем-то желания и свои личные – то, что бы я делала, если бы все отстали. Может быть, если я буду относиться к своим снам внимательнее, то обнаружу намёк на истину?


11 апреля 2016 г.