«След улитки» в моей жизни

Варя Чучалина, 3-й курс киношколы, мастерская «Мультипликатор»






Несколько дней назад я побывала на одной из самых фантастических выставок в моей жизни. Идея родилась спонтанно: мне вдруг захотелось пойти на выставку современного искусства. Мама предложила сходить в «Гараж», и это было отличным поводом, чтобы, наконец, увидеть это место и выставки, открывшиеся там в новом сезоне.

Имя художника Виктора Пивоварова было мне незнакомо, но я смутно помню, что слышала о нем в детстве, когда мама пыталась объяснить идеи некоего московского концептуализма. В то время я не придала этому особого значения – маленькая была и совсем не понимала. Поэтому сейчас я пришла на выставку совершенно неподготовленной: что из себя представляет этот московский концептуализм? какие у него идеи? когда и как это распространялось в Москве?

Как и многие другие художники-концептуалисты, положившие начало современному искусству в России, Виктор Пивоваров работал иллюстратором детских книг – на территории, относительно свободной от официального искусства СССР. Он был также главным художником журнала «Мурзилка».

И вот я побывала в загадочном, философском, одиноком, непохожем ни на что путешествии по вымышленному миру, созданному Виктором Пивоваровым.

Выставка разделена на главы – «комнаты души», проходя которые, мы ныряем в миры воображения и рассуждений художника на протяжении жизни. Для полного погружения зрителей был создан специальный путеводитель по выставке. И это первое, что поразило меня: роль экскурсовода отведена самому художнику, а куратор дает ссылки на культурные и изобразительные источники, переводит на «земной язык» порой сложные рассуждения автора, вкратце пересказывая их. Меня захватила эта беседа художника со мной! Диалог происходил прямо сейчас, в эту секунду, и ничто не отвлекало меня, потому что в этом тексте мы встретились друг с другом один на один.


                                             


В своих философских рассуждениях Пивоваров не навязывает зрителю смысл работ, а воспроизводит личное представление и предлагает мне придумать собственное, сыграть в сопоставление его идеи и моей.


"Это альбом о самоидентификации. Что есть Я? Где оно находится? Какое оно? Если отбросить такие идентификационные маски, как "Я – мужчина", "Я – отец", «Я – гражданин», "Я – художник", «Я – русский», «Я – житель Москвы» и т.д., что останется в конечном итоге? И останется ли что-либо вообще?"

Он знакомит нас с собой и провожает за ручку в созданный им мир. Художнику удается управлять нашим вниманием и сосредоточением: в одном зале он достигает полной концентрации на картинах, а в другом – "...из созерцателя странствующему посетителю придется стать слушателем. Переключить внимание". 

После погружения в первую главу (зал), меня обдало волной восторга. Я чувствовала себя щенком, впервые выпущенным в поле, который еще не осознает всей широты мира, но уже восхищен первыми ощущениями свободы. В этой главе художник подготавливает зрителя к предстоящему путешествию по пространству своего воображения, знакомит с альбомом «Сад», который будет сопровождать нас на протяжении всей выставки. И ты подходишь к картине, пытаясь угадать, о чем хотел сказать художник. Но зачем угадывать то, что в принципе может и не существовать в твоей картине мира? В работах присутствуют предметы и люди из нашей реальной жизни и загадочные образы из мира его фантазии. Пивоваров представляет себя не Творцом, он – наблюдатель, просто художник, который сидит в мастерской.

Один из его главных образов – «Сад» – это пространство души, любви, смерти, одиночества, страхов: "…сад в психологии означает сознание, в отличие от пустыни, которая есть символ бессознательного". В разных народных культурах образ сада имеет противоречивые значения, но есть идея, которая их объединяет: "...садами, вертоградами и лимонариями называли книги".

Некоторые темы, например, детство, я увидела в работах Пивоварова с новой стороны, через неожиданные образы: например, рука, прикасающаяся, ломающая, производящая. Хрупкое прикосновение к новой вещи происходит через руку, и ты должен быть осторожен. После знакомства с его работами на эту тему, захотелось создать свои. Сразу же появилось в голове множество других образов, через которые я могла бы сказать о детстве в своем понимании. 

Страшно быть художником. Художник становится предметом наблюдения и исследования. Зритель пытается заглянуть в его мир и сделать о нем выводы, интерпретировать работы, связывая их с личными переживаниями, воспоминаниями, страхами, а также с культурно-историческим контекстом эпохи. И, тем не менее, я хотела бы познакомиться с Виктором Пивоваровым, увидеть и услышать его, и, возможно, понять, откуда берутся его трогательные и сильные образы.