Впечатление от фильма Кэролайн Лиф "Улица"

Аня Белова, 4 курс колледжа, мастерская "Мультипликатор"


Сегодня пересмотрела «Улицу» Кэролайн Лиф.

Внимательно и с русскими субтитрами.

Раньше она привлекала мягкостью изобразительного решения, техникой и монтажом. А сейчас я поняла, что этот фильм рассказывает ещё и об интересной теме необычным способом.

Фильм начинается с тяжёлых вздохов болеющей бабушки, а заканчивается днём её смерти. Несмотря на то, что у неё есть дочь и зять с детьми, она – старая, неподвижная и умирающая – никому не нужна. Её существование в тягость.

Разворачивающиеся события мы видим глазами маленького мальчика – внучка, жизнь которого развивается по мере событий, случающихся с бабушкой. Он всё наблюдает, но не понимает.

Подглядывание из-под лестницы под юбку пришедшей медсестре. Разговоры с сестрой о дяде, который, если приедет на похороны, обязательно даст немного карманных денег. Переживание за мать, которая заболела от переутомления и забот о бабушке. И самое главное – ожидание собственной комнаты, которая должна освободиться от бабушки и принадлежать мальчику.

Все эти события спровоцированы существованием умирающей бабушки, она – двигатель фильма, причина происходящего в жизни главного героя и его семьи. И тут получается интересная вещь – история, события, случающиеся с мальчиком, центрируется вокруг того, кто ничего для него не значит, кто непонятен и невидим.

Это равнодушие и жестокость постепенно формируются в мальчике через мелкие комментарии, усталость и общее отношение родителей. Бабушка теперь – это препятствие в получении собственной комнаты, это та, из-за кого семья осталась на лето в городе, та, из-за кого заболевает мать, та, кого мальчик почему-то должен всегда целовать перед уходом.

Может, в нежелании родителей думать о бабушке заложена тема какого-то запирания совести. Хотя мне сложно судить, ведь я никогда не была в такой ситуации, когда ты вынужден жить для другого человека, поскольку тот жить самостоятельно не способен.

Ещё, мне кажется, здесь показана тема взросления, точнее, предыстория взросления, через переживание первой смерти родственника. Болезнь бабушки воспринимается ребёнком как что-то не вполне серьёзное, на что можно злиться, обижаться. После дня похорон ему страшно.

И последнее. Какой замечательный монтаж! Например, на 6:12 минуте, когда бабушку снова привозят домой, медбратья идут наверх и на нас. Получается сокращение времени и скручивание пространства. Потрясающе ёмко и понятно. Как так можно было придумать? Таких моментов очень много.


13 января 2017 г.