Первые впечатления после просмотра фильма «Габбех», реж. Мохсен Махмальбаф

Нина Мессерер, 2 курс киноколледжа, мастерская «Мультипликатор»


Решила после просмотра сразу зафиксировать свои мысли, чтобы потом их не утерять в потоке других впечатлений. Тем более сама обстановка позволяет перенестись в мир фильма: я сижу в мастерской, за моей спиной по трубам струится вода – в самом фильме было очень много звуков воды, например, в первом кадре, где ковры плывут по ручью. Очень красиво – завораживает.

Хочется вначале кратко восстановить сам сюжет фильма, часто такая работа рождает мысли и вопросы.

События фильма происходят в Персии (нынешний Иран).

В кадре ковер с изображением всадника и девушки на коне, с этого начинается вся история Габбех, которую она нам будет рассказывать. Главная героиня Габбех (уже пожилая) со своим мужем приходит к ручью мыть ковры.

Фильм делится на два временных пространства: первое – там, где старая и молодая Габбех со своим мужем (это похоже на какое-то вечное пространство, в котором находятся герои); второе пространство – сама история её жизни и племени, которую она нам рассказывает. Интересно, зачем режиссер одновременно задает эти два пространства?

Габбех мечтает выйти замуж за неизвестного всадника, которого в фильме мы можем увидеть только пожилым. Молодого мы видим его только издалека. Весь фильм она страдает оттого, что отец не позволяет ей выйти замуж и все время откладывает её женитьбу (то после свадьбы дяди, то после рождения ребенка, то вдруг они отправляются в какой-нибудь длинный поход). Помимо этого режиссер показывает, как живет племя, какие у них есть традиции. Мы можем это увидеть довольно ярко через события: рождение, смерть, свадьбу (можно условно назвать это стадиями, которые проходит в жизни человек). Сначала режиссер задает всех героев (в сцене с деревом это хорошо видно), потом дядя Габбех ищет себе жену. Потом мы видим, как эти люди готовятся к свадьбе, потом – как проходят тяжелое путешествие (это кочевое племя), потом рождается ребенок, а дальше, как мне кажется, кульминация – эпизод, где маленькая девочка (сестра Габбех) с овечкой стоит на большой горе и не может с неё слезть, а потом умирает. Смерть становится ключевой точкой, которая все меняет. После этого наступает зима, и они опять куда-то направляются всем племенем. В конце фильма Габбех сбегает со своим возлюбленным.

Все, что происходит с героями, отражается на ковре с помощью цвета и рисунка.

Фильм заканчивается тем же кадром, с которого все начиналось. Сначала возникает то вечное пространство, в котором находятся молодая и старая Габбех со своим мужем, а потом по воде плывут ковры.

Фильм переносит в совершенно другой мир. Когда я его смотрела, в голове постоянно крутились слова «другая культура». И эта «другая культура» меня очень сильно привлекла.

***
Люблю, когда после просмотра фильма или прочитанной книги возникает много ассоциаций, это сразу дает такой большой спектр. Таким образом, мировоззрение расширяется. Так произошло и с этим фильмов. Сейчас попробую перечислить эти ассоциации.

Первая ассоциация – с Лихачевым. В книге «Земля родная» Лихачев писал, что, помимо культуры своего народа, очень важно углубляться в культуру других народов, потому что они могут очень сильно обогатить. Вот одно из рассуждений Лихачева:

«Одна культура может понимать и глубоко проникать в другую. Это очень важное явление, необходимое для движения вперед. Не только целые народы и эпохи, но и отдельный человек может до конца познать другого человека, не переставая быть самим собой, а лишь обогащаясь познавательно. Мы способны понять не только другое существо, но и другую сущность, оставаясь вместе с тем отграниченными от этой другой сущности. Для меня это одно из самых удивительных и самых значительных свойств человеческого познания».

Интересно, что можно погружаться в другую культуру и сравнивать её с нашей культурой средствами кино.

Вторая ассоциация возникла с книгой Гурджиева «Встречи с замечательными людьми» и фильмом Питера Брука. Очень люблю эту книгу. Когда я её читала, в моей голове возникали похожие кадры – как в фильме. Гурджиев очень много времени провел как раз в Персии, об этих местах он очень подробно пишет. Когда я читала, мне безумно хотелось побывать во всех тех местах, которые он описал (у меня даже возник план после школы осуществить путешествие по его книге). Я очень рада, что эта книга опять возникла в памяти из-за просмотра фильма.

Третья ассоциация – с поэмой Пушкина «Цыганы». Фильм по сюжету немного напоминает эту поэму, а также по описанию самого племени.

Четвертая ассоциация – с фильмом Кустурицы «Время цыган». Конечно, это совсем другой народ, но по вольному духу это племя напоминает и этот фильм. Хотя Кустурица пользуется совершенно другими средствами кино.

Пятая ассоциация возникла опять же с фильмом, только уже документальным. Этот фильм Пелешяна «Времена года». Вообще мне кажется, это очень интересный фильм, я бы его тоже посоветовала всем посмотреть.

И шестая ассоциация – с фильмом Параджанова «Цвет граната». Там все, конечно же, совершенно по-другому. Скорее, она возникла по какому-то похожему эстетическому наслаждению от изображения, и мне показалось, что там есть похожие способы монтажа и озвучания (может, тут я ошибаюсь).

***
Под конец фильма я поняла, какую роль играют ковры. Все, что нарисовано, все многообразие цветов на коврах открывает нам жизнь племени и, в то же время, все переживания Габбех, которая мечтает о любви и хочет выйти замуж. Ковры как проекция внешней и внутренней жизни Габбех и племени. Люди постоянно взаимодействуют с коврами: они на них спят, сидят, с ними работают, на них отображаются свадьба, смерть и рождение человека.

Только я пока не могу разгадать, что означает ковер в воде. И что они подразумевают под цветом? Цвет как что? В самом фильме дается сразу много ответов: «цвет – это любовь, жизнь, дитя». Да, и вообще весь фильм строится на игре цветов. Вот эту сторону фильма я бы очень хотела понять. Там есть сцена, где дядя объясняет разные цвета через небо, цветы, траву. Зачем нужна эта сцена?

***
Меня поразила естественность фильма. Тут нет ничего ненастоящего. Я верю всему, что происходит. Мне нравится, какие интересные режиссер выбирает ракурсы, как человек в этом фильме взаимодействует с природой, какое он занимает в ней место.


5 октября 2016 г.