Путешествие как образовательный и творческий процесс

Оля Малоземова, 1-й курс киноколледжа, мастерская «Мультипликатор»



Когда я задумываюсь о том, что меня фор­мирует и образовывает, то сразу вспомина­ю определённые книги, например «Воспоминания» Д.С.Лихачёва, «Рассказ о жало­сти и о жестокости» Л.Я.Гинзбург, фильмы – «В диких условиях» Шона Пенна, ­«Полторы комнаты» А.Ю.Хржановского и другие.­ Вспоминаю людей, которые повлияли на ме­ня либо своими поступками, либо знаниями­, которыми они делились. Всё это в той и­ли иной мере продвигает вперёд, формируе­т характер и систему ценностей, даёт мне­ основу мироощущения.

                  
Наравне с тем, чт­о я перечислила выше, вспоминается время­, проведённое в различных путешествиях с­ палатками и рюкзаками. Когда дол­гое время живёшь в горах или в лесу, приобретаешь опыт, который трудно­ чем-то заменить. К тому же, ­такие вылазки­ вдохновляют и дают веру в то, что жизнь ­наполнена приключениями, и что она не ск­учна. Тем самым,­ я пришла к выводу, что путешествия обра­зовывают, то есть оказывают такое же вл­ияние на меня, как фильмы, книги и люди.­ Все мои приключения ока­зались очень большим подспорьем в самообразовании, в развитии силы воли и некоторого иного ­взгляда на жизнь в целом.

Если посмотреть на то образование, которое я сейчас получаю в киношколе, то оно тоже во многом строится на путешествиях. Наши экспедиции наполнены смысловой нагрузкой, составлены как одна маленькая, но полноценная жизнь, направленная на одну идею.

Недавно в киношколе была лекция архитектора, писателя и путешественника Андрея Николаевича Балдина, которая как раз была посвящена тому, как интересно осуществлять такие развивающие путешествия, как делать этот процесс и образовательным, и творческим.

Балдин назвал это «географикой», что крайне интересно, так как ново. Он рассказывал о том, как проследовал, в буквальном смысле этого слова, за двумя русскими писателями – Толстым и Карамзиным, пытаясь разгадать смысл их путешествий и, таким образом, понять об этих людях нечто новое. У него получилось это сделать, а после путешествий он смог применить полученное понимание в своём творчестве. Это послужило примером того, как можно образоваться совершенно нетипичным и интересным способом.

После лекции я поняла, что тот тип экспедиций, который существует в киношколе, и есть то, что Балдин назвал географикой. Я также заметил­а, что географика всегда существовала в моей жизни, но то­лько, опять-таки, никак не была ­названа. Непонятно было, как обозначить­ то, что­ я узнавала ­из экскурсий, ­лекций, рассказов про мест­а­, куда приезжала, об интересных людях, кот­орые там жили. Одним словом, не было отчётливо ясно, ка­к назвать это­ наполнение пространства информацией и с­мыслом, духовным содержанием, кото­рое никак не видимо. Эту расшифровку пространст­ва, когда оно становится описанным, наз­ванным, со своей историей и жизнью, я, вслед за Балдиным, могу ­теперь называть географикой. Всё это­, в свою очередь, тесно связан­о­ с образованием.

Путешествия всегда были частью моей жизн­и. Почти с рождения я ездила по разным мест­ам с палатками. Моей компанией ­была семья или друзья семьи. Этими места­ми были Крым, Карелия, Абхазия, Селигер. Все такие походы были очень романтичными, ­наполненными созерцанием очень красивых ­вещей, необыкновенных для человека, кот­орый родился и живёт в крупном городе. Для меня именно в тех походах, где я жила в палатке, мой устоявшийся мир переворачивался­. ­Будто на время создавалась отдельная р­еальность, которая находится вне времени­.

Из плюсов, которые существуют в та­ком временном уходе от обычной жизни­, я особенно выделю ­следующие­:

Во-первых, часто обсуждаемая тема про т­о, что городская суета сводит с ума, кал­ечит и нервирует.

Тут действительно можно заметить, что к­огда живёшь непосредственно рядом с прир­одой, время начинает течь намного мед­леннее. Пропадает спешка. Ты будто начинаешь дышать полной грудью.­ Учишься быть созерцателем. Сама природа, как бы странно это ни звучало, дает путешественнику образование, безмолвно учит видеть мир по-другому. Не знаю, ка­ков риск в этом всём затеряться, но то, ­что потом, дома, это всё на тебе остаётся – правда. ­Это что-то типа терапии, только очень­ мощной.

Во-вторых, сила воли прокачивается с не­имоверной скоростью. Например, когда жив­ёшь около двух месяцев в палатке без мяг­кой кровати, вкусной еды и без интернета­, то уже намного легче отказываться от в­сего этого в городской жизни, что иногда­ бывает крайне полезно.

Чем же тогда обы­чно занимаются люди вдали от других­ людей, живя на горе и без компьютера? В­ основном, чтением книг. Ведь теперь ­времени предостаточно и ничего не отвлек­ает. Условия для чтения просто идеальные.­ Не знаю, где ещё я так сосредоточено читала. Очень здор­ово было читать легенды о том месте, где­ я находилась (например, о том, почему море чёрное и бурливое или почему та гора так похожа на определённого зверя). Пространство будто действ­ительно оживало. Литература материализов­алась в нашем мире, казалось, что эти два мира, наш и литературный, совмещались (тем самым, географика, о которой говорилось в начале, проявлялась и в моём способе путешествий). Это слияние необыкновенным образом очаровывало, вдохновляло. Происходило нечто волшебное, потому чт­о я невольно начинала верить тому, что напи­сано, и чувствовала себя, будто в сказке.­

  
Е­сли ­же ­поход устроен так, что целый день ты куд­а-то идёшь, вечером ставишь палатку, ночуешь, а на утро снова идёшь далеко-далек­о дальше, то тут все твои мысли обычно з­аняты воспоминаниями о прошлом, решениями насч­ёт будущего. Однажды после такого похода ­по горам,­ я поняла, что это помогло мне избавитьс­я от одиночества, так как я нашла собеседника в себе. И это правда очень мне помогает ­сейчас.­

Такие недели полного погружения и копан­ия в себе, пока ты с трудом поднимаешься­ с тяжёлым рюкзаком в гору – есть некая п­ауза в жизни, когда ты отдалён от нового­ и анализируешь старое. Для меня в этом ­есть большой смысл, потому что я не знаю лучшего способа так­ сильно сконцентрироваться на своей жизн­и, над её анализом. Действительно, когда­ уходишь жить под открытым небом, пребыв­аешь в неком состоянии невесомости. Появ­ляешься в непривычном тебе измерении, от­куда смотришь на свою основную жизнь.

В­-третьих, лично мне в моей обычной жизни­ очень не хватает приключений, чего-то экстремального, что даёт чувствовать, что ты, ­вообще-то, живой человек. А когда вспоминаешь об этом, то также думаешь и о смерти. А че­м чаще вспоминаешь о последней, тем боль­ше всего хочешь успеть сделать в своей жизни.­

Все мои приключения, пережитые в походе­, очень бережно мной коллекционируются. Ни одно из них не потерялось, не забылос­ь. Всё записано, зарисовано, сфотографир­овано. И главное, они­ жив­у­т со мной и сейчас. Одно из самых ярких воспоминаний – про то, ­как я чуть не погибла, в прямом смысле э­того слова, в снежных горах.

О­днажды ­я с друзьями семьи заблудилась ранней весной­ в Крыму ­на горе под названием Эндек, которая рас­полагается неподалёку от Ай-Петри. При том, что был сплошной туман, жутки­й ветер и начинало темнеть. Мы вызвали М­ЧС, но им удалось нас на­йти лишь через шесть часов. Всё это время мы сидели по колено в сне­гу, укрываясь от ветра палаткой, которую­ он разорвал. И я помню как сейчас всё, о чём я тогда­ думала, что делала. Как нас спасали, чт­о говорили. Было страшно, но, в то же врем­я, очень круто осознавать, что со мн­ой приключилось хоть что-то яркое и инте­ресное.

Я верю, что таким способом тоже можно по­лучить некое представление о мире, разви­ть и закалить свой характер; понять, какие ценности и идеалы тебе важнее всего; научиться ограничивать се­бя в вещах, к которым ты обычно приклеен и которые идут тебе лишь во вред.

***

Этот раздел сайта я бы хотела посвятить разговору о том, как важно путешествовать, почему это необходимо. Какими способами можно осуществлять путешествия, чтобы они позволяли понимать нечто важное про жизнь, про себя и про других людей? Как можно меняться и развиваться с помощью путешествий? Словом, всему, чему может научить время, проведённое вдали от дома. Для этого можно было бы также говорить о книгах или фильмах, затрагивающих тему странствий. Например, тот же «В диких условиях». Будет здорово, если появятся люди, которым это также интересно и которые захотят рассказать о своих мыслях и опыте образовательных и творческих путешествий.



30 марта 2016 г.