Оля Малоземова, 1-й курс киноколледжа, мастерская «Мультипликатор»
Такие недели полного погружения и копания в себе, пока ты с трудом поднимаешься с тяжёлым рюкзаком в гору – есть некая пауза в жизни, когда ты отдалён от нового и анализируешь старое. Для меня в этом есть большой смысл, потому что я не знаю лучшего способа так сильно сконцентрироваться на своей жизни, над её анализом. Действительно, когда уходишь жить под открытым небом, пребываешь в неком состоянии невесомости. Появляешься в непривычном тебе измерении, откуда смотришь на свою основную жизнь.
В-третьих, лично мне в моей обычной жизни очень не хватает приключений, чего-то экстремального, что даёт чувствовать, что ты, вообще-то, живой человек. А когда вспоминаешь об этом, то также думаешь и о смерти. А чем чаще вспоминаешь о последней, тем больше всего хочешь успеть сделать в своей жизни.
Когда я задумываюсь о том, что меня формирует и образовывает, то сразу вспоминаю определённые книги, например «Воспоминания» Д.С.Лихачёва, «Рассказ о жалости и о жестокости» Л.Я.Гинзбург, фильмы – «В диких условиях» Шона Пенна, «Полторы комнаты» А.Ю.Хржановского и другие. Вспоминаю людей, которые повлияли на меня либо своими поступками, либо знаниями, которыми они делились. Всё это в той или иной мере продвигает вперёд, формирует характер и систему ценностей, даёт мне основу мироощущения.
Наравне с тем, что я перечислила выше, вспоминается время, проведённое в различных путешествиях с палатками и рюкзаками. Когда долгое время живёшь в горах или в лесу, приобретаешь опыт, который трудно чем-то заменить. К тому же, такие вылазки вдохновляют и дают веру в то, что жизнь наполнена приключениями, и что она не скучна. Тем самым, я пришла к выводу, что путешествия образовывают, то есть оказывают такое же влияние на меня, как фильмы, книги и люди. Все мои приключения оказались очень большим подспорьем в самообразовании, в развитии силы воли и некоторого иного взгляда на жизнь в целом.
Если посмотреть на то образование, которое я сейчас получаю в киношколе, то оно тоже во многом строится на путешествиях. Наши экспедиции наполнены смысловой нагрузкой, составлены как одна маленькая, но полноценная жизнь, направленная на одну идею.
Недавно в киношколе была лекция архитектора, писателя и путешественника Андрея Николаевича Балдина, которая как раз была посвящена тому, как интересно осуществлять такие развивающие путешествия, как делать этот процесс и образовательным, и творческим.
Балдин назвал это «географикой», что крайне интересно, так как ново. Он рассказывал о том, как проследовал, в буквальном смысле этого слова, за двумя русскими писателями – Толстым и Карамзиным, пытаясь разгадать смысл их путешествий и, таким образом, понять об этих людях нечто новое. У него получилось это сделать, а после путешествий он смог применить полученное понимание в своём творчестве. Это послужило примером того, как можно образоваться совершенно нетипичным и интересным способом.
После лекции я поняла, что тот тип экспедиций, который существует в киношколе, и есть то, что Балдин назвал географикой. Я также заметила, что географика всегда существовала в моей жизни, но только, опять-таки, никак не была названа. Непонятно было, как обозначить то, что я узнавала из экскурсий, лекций, рассказов про места, куда приезжала, об интересных людях, которые там жили. Одним словом, не было отчётливо ясно, как назвать это наполнение пространства информацией и смыслом, духовным содержанием, которое никак не видимо. Эту расшифровку пространства, когда оно становится описанным, названным, со своей историей и жизнью, я, вслед за Балдиным, могу теперь называть географикой. Всё это, в свою очередь, тесно связано с образованием.
Путешествия всегда были частью моей жизни. Почти с рождения я ездила по разным местам с палатками. Моей компанией была семья или друзья семьи. Этими местами были Крым, Карелия, Абхазия, Селигер. Все такие походы были очень романтичными, наполненными созерцанием очень красивых вещей, необыкновенных для человека, который родился и живёт в крупном городе. Для меня именно в тех походах, где я жила в палатке, мой устоявшийся мир переворачивался. Будто на время создавалась отдельная реальность, которая находится вне времени.
Из плюсов, которые существуют в таком временном уходе от обычной жизни, я особенно выделю следующие:
Во-первых, часто обсуждаемая тема про то, что городская суета сводит с ума, калечит и нервирует.
Тут действительно можно заметить, что когда живёшь непосредственно рядом с природой, время начинает течь намного медленнее. Пропадает спешка. Ты будто начинаешь дышать полной грудью. Учишься быть созерцателем. Сама природа, как бы странно это ни звучало, дает путешественнику образование, безмолвно учит видеть мир по-другому. Не знаю, каков риск в этом всём затеряться, но то, что потом, дома, это всё на тебе остаётся – правда. Это что-то типа терапии, только очень мощной.
Во-вторых, сила воли прокачивается с неимоверной скоростью. Например, когда живёшь около двух месяцев в палатке без мягкой кровати, вкусной еды и без интернета, то уже намного легче отказываться от всего этого в городской жизни, что иногда бывает крайне полезно.
Чем же тогда обычно занимаются люди вдали от других людей, живя на горе и без компьютера? В основном, чтением книг. Ведь теперь времени предостаточно и ничего не отвлекает. Условия для чтения просто идеальные. Не знаю, где ещё я так сосредоточено читала. Очень здорово было читать легенды о том месте, где я находилась (например, о том, почему море чёрное и бурливое или почему та гора так похожа на определённого зверя). Пространство будто действительно оживало. Литература материализовалась в нашем мире, казалось, что эти два мира, наш и литературный, совмещались (тем самым, географика, о которой говорилось в начале, проявлялась и в моём способе путешествий). Это слияние необыкновенным образом очаровывало, вдохновляло. Происходило нечто волшебное, потому что я невольно начинала верить тому, что написано, и чувствовала себя, будто в сказке.
Если же поход устроен так, что целый день ты куда-то идёшь, вечером ставишь палатку, ночуешь, а на утро снова идёшь далеко-далеко дальше, то тут все твои мысли обычно заняты воспоминаниями о прошлом, решениями насчёт будущего. Однажды после такого похода по горам, я поняла, что это помогло мне избавиться от одиночества, так как я нашла собеседника в себе. И это правда очень мне помогает сейчас.
Если посмотреть на то образование, которое я сейчас получаю в киношколе, то оно тоже во многом строится на путешествиях. Наши экспедиции наполнены смысловой нагрузкой, составлены как одна маленькая, но полноценная жизнь, направленная на одну идею.
Недавно в киношколе была лекция архитектора, писателя и путешественника Андрея Николаевича Балдина, которая как раз была посвящена тому, как интересно осуществлять такие развивающие путешествия, как делать этот процесс и образовательным, и творческим.
Балдин назвал это «географикой», что крайне интересно, так как ново. Он рассказывал о том, как проследовал, в буквальном смысле этого слова, за двумя русскими писателями – Толстым и Карамзиным, пытаясь разгадать смысл их путешествий и, таким образом, понять об этих людях нечто новое. У него получилось это сделать, а после путешествий он смог применить полученное понимание в своём творчестве. Это послужило примером того, как можно образоваться совершенно нетипичным и интересным способом.
После лекции я поняла, что тот тип экспедиций, который существует в киношколе, и есть то, что Балдин назвал географикой. Я также заметила, что географика всегда существовала в моей жизни, но только, опять-таки, никак не была названа. Непонятно было, как обозначить то, что я узнавала из экскурсий, лекций, рассказов про места, куда приезжала, об интересных людях, которые там жили. Одним словом, не было отчётливо ясно, как назвать это наполнение пространства информацией и смыслом, духовным содержанием, которое никак не видимо. Эту расшифровку пространства, когда оно становится описанным, названным, со своей историей и жизнью, я, вслед за Балдиным, могу теперь называть географикой. Всё это, в свою очередь, тесно связано с образованием.
Путешествия всегда были частью моей жизни. Почти с рождения я ездила по разным местам с палатками. Моей компанией была семья или друзья семьи. Этими местами были Крым, Карелия, Абхазия, Селигер. Все такие походы были очень романтичными, наполненными созерцанием очень красивых вещей, необыкновенных для человека, который родился и живёт в крупном городе. Для меня именно в тех походах, где я жила в палатке, мой устоявшийся мир переворачивался. Будто на время создавалась отдельная реальность, которая находится вне времени.
Из плюсов, которые существуют в таком временном уходе от обычной жизни, я особенно выделю следующие:
Во-первых, часто обсуждаемая тема про то, что городская суета сводит с ума, калечит и нервирует.
Тут действительно можно заметить, что когда живёшь непосредственно рядом с природой, время начинает течь намного медленнее. Пропадает спешка. Ты будто начинаешь дышать полной грудью. Учишься быть созерцателем. Сама природа, как бы странно это ни звучало, дает путешественнику образование, безмолвно учит видеть мир по-другому. Не знаю, каков риск в этом всём затеряться, но то, что потом, дома, это всё на тебе остаётся – правда. Это что-то типа терапии, только очень мощной.
Во-вторых, сила воли прокачивается с неимоверной скоростью. Например, когда живёшь около двух месяцев в палатке без мягкой кровати, вкусной еды и без интернета, то уже намного легче отказываться от всего этого в городской жизни, что иногда бывает крайне полезно.
Чем же тогда обычно занимаются люди вдали от других людей, живя на горе и без компьютера? В основном, чтением книг. Ведь теперь времени предостаточно и ничего не отвлекает. Условия для чтения просто идеальные. Не знаю, где ещё я так сосредоточено читала. Очень здорово было читать легенды о том месте, где я находилась (например, о том, почему море чёрное и бурливое или почему та гора так похожа на определённого зверя). Пространство будто действительно оживало. Литература материализовалась в нашем мире, казалось, что эти два мира, наш и литературный, совмещались (тем самым, географика, о которой говорилось в начале, проявлялась и в моём способе путешествий). Это слияние необыкновенным образом очаровывало, вдохновляло. Происходило нечто волшебное, потому что я невольно начинала верить тому, что написано, и чувствовала себя, будто в сказке.
Если же поход устроен так, что целый день ты куда-то идёшь, вечером ставишь палатку, ночуешь, а на утро снова идёшь далеко-далеко дальше, то тут все твои мысли обычно заняты воспоминаниями о прошлом, решениями насчёт будущего. Однажды после такого похода по горам, я поняла, что это помогло мне избавиться от одиночества, так как я нашла собеседника в себе. И это правда очень мне помогает сейчас.
Такие недели полного погружения и копания в себе, пока ты с трудом поднимаешься с тяжёлым рюкзаком в гору – есть некая пауза в жизни, когда ты отдалён от нового и анализируешь старое. Для меня в этом есть большой смысл, потому что я не знаю лучшего способа так сильно сконцентрироваться на своей жизни, над её анализом. Действительно, когда уходишь жить под открытым небом, пребываешь в неком состоянии невесомости. Появляешься в непривычном тебе измерении, откуда смотришь на свою основную жизнь.
В-третьих, лично мне в моей обычной жизни очень не хватает приключений, чего-то экстремального, что даёт чувствовать, что ты, вообще-то, живой человек. А когда вспоминаешь об этом, то также думаешь и о смерти. А чем чаще вспоминаешь о последней, тем больше всего хочешь успеть сделать в своей жизни.
Все мои приключения, пережитые в походе, очень бережно мной коллекционируются. Ни одно из них не потерялось, не забылось. Всё записано, зарисовано, сфотографировано. И главное, они живут со мной и сейчас. Одно из самых ярких воспоминаний – про то, как я чуть не погибла, в прямом смысле этого слова, в снежных горах.
Однажды я с друзьями семьи заблудилась ранней весной в Крыму на горе под названием Эндек, которая располагается неподалёку от Ай-Петри. При том, что был сплошной туман, жуткий ветер и начинало темнеть. Мы вызвали МЧС, но им удалось нас найти лишь через шесть часов. Всё это время мы сидели по колено в снегу, укрываясь от ветра палаткой, которую он разорвал. И я помню как сейчас всё, о чём я тогда думала, что делала. Как нас спасали, что говорили. Было страшно, но, в то же время, очень круто осознавать, что со мной приключилось хоть что-то яркое и интересное.
Однажды я с друзьями семьи заблудилась ранней весной в Крыму на горе под названием Эндек, которая располагается неподалёку от Ай-Петри. При том, что был сплошной туман, жуткий ветер и начинало темнеть. Мы вызвали МЧС, но им удалось нас найти лишь через шесть часов. Всё это время мы сидели по колено в снегу, укрываясь от ветра палаткой, которую он разорвал. И я помню как сейчас всё, о чём я тогда думала, что делала. Как нас спасали, что говорили. Было страшно, но, в то же время, очень круто осознавать, что со мной приключилось хоть что-то яркое и интересное.
Я верю, что таким способом тоже можно получить некое представление о мире, развить и закалить свой характер; понять, какие ценности и идеалы тебе важнее всего; научиться ограничивать себя в вещах, к которым ты обычно приклеен и которые идут тебе лишь во вред.
***
***
Этот раздел сайта я бы хотела посвятить разговору о том, как важно путешествовать, почему это необходимо. Какими способами можно осуществлять путешествия, чтобы они позволяли понимать нечто важное про жизнь, про себя и про других людей? Как можно меняться и развиваться с помощью путешествий? Словом, всему, чему может научить время, проведённое вдали от дома. Для этого можно было бы также говорить о книгах или фильмах, затрагивающих тему странствий. Например, тот же «В диких условиях». Будет здорово, если появятся люди, которым это также интересно и которые захотят рассказать о своих мыслях и опыте образовательных и творческих путешествий.
30 марта 2016 г.