Жан (Мёбиус) Жиро и «Герметический гараж»

Илья Мазуров, 3-ий курс киноколледжа, мастерская "Мультипликатор"





Жан Жиро (псевдонимы “Мёбиус”, “Жир”) – один из крупнейших французских комиксистов, повлиявший своей работой на многих авторов конца прошлого века.

Мёбиус работал как художник-постановщик над фильмом Алехандро Ходоровского «Дюна» (тогда он и познакомился с ним). Его комикс «The Long Tomorrow» – одна из первых работ в жанре киберпанка, повлияла на создание фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (с ним Жиро познакомился на съёмках фильма «Чужой», где занимался дизайном космического корабля и скафандров). По художественному замыслу Мёбиуса был создан мультфильм Рене Лалу «Властелины времени».


В этой заметке я обращаю внимание на одну из основных работ автора, выполненную в главном (для Жана Жиро) виде искусства – комиксе.

Началось всё с того, что Мёбиус, по просьбе Вани Бове (редактора комиксного отдела газеты «France Soir»), нарисовал маленькую историю – сатиру на «обыкновенного француза» (герой - дурачок). Опубликовав работу, автор не рассчитывал ни на какое продолжение, и, как сам говорит в предисловии русского издания «Герметического гаража», положил работу в стол и благополучно забыл о ней. Но неожиданно для художника Жан-Пьер Дионне (издатель журнала «Me̒tal Hurlant»), любивший иногда порыться у талантливого мастера в стопках эскизов и забытых работ, наткнулся на маленькую зарисовку. Впечатлившись увиденным, Дионне попросил у Мёбиуса разрешения на публикацию в журнале, но в итоге, не успокоившись на этом, Дионне стал неизменно каждый месяц просить у художника продолжения (новый материал). Так из случайной мимолётной «халтуры» Мёбиуса поместили в заданную форму – журнал, выходящий с определённой периодичностью. В нём он каждый месяц публиковал историю с предполагаемым продолжением.

Мёбиус импровизировал по ходу, сочиняя разные части истории – они с большим трудом связывались в одно целое (и всегда оставляли вопросы, как у автора, так и у читателей – «что происходит?» и «к чему это относится?»). В процессе Мёбиус придумал, как ему сочетать между собой произошедшие события (а, главное, как к ним относиться самому и как их «демонстрировать» читателю).

Он понял, что его комикс стал, по сути, потоком его неконтролируемого сознания. После такого (предполагаемого мной) вывода, в работе художника начинает чувствоваться постепенное движение в сторону «оформления» и приведения к идейному целому уже нарисованного им (самое интересное, что это происходит по ходу повествования, и читатель может увидеть это движение). Сначала у Мёбиуса вырисовывается его альтер эго – им оказывается Майор Груперт. По ходу чтения видно, что Мёбиуса привлекает сам процесс повествования (процесс рассказа истории с введением в неё новых персонажей и новых пространств) – иногда он увлекается им (забывает об идейной целостности и содержании новых придуманных сюжетных разворотов), а потом вдогонку начинает собирать поехавшую в разные стороны мозаику (так он находит таинственного «двойника» Майора Груперта, который всё время присутствует на заднем плане, но как реальный герой появляется только в самом конце – развязке).

Мёбиус, упоённый процессом придумывания и фонтанирования новых идей (как истинный любитель комиксов, ведь, в принципе, такое желание и породило искусство комикса), при этом с явным желанием самоанализа балансирующий между этими двумя своими ипостасями и, наконец, заключённый в жёсткую форму ежемесячной журнальной «халтуры» - вот что такое «Герметический гараж», история, разворачивающаяся на наших глазах.

По сути, в этом произведении соединились два так часто несоединимых явления. Первое – это сама суть комикса, вышедшая из «бульварного чтива», где главной задачей является привлечение читателя захватывающим сюжетом, броскими персонажами и неожиданными исходами (в начале прошлого века американские подростки, начитавшись такими «шедеврами», бежали рисовать свои истории, заражённые энергией «нового»). И второе – это тяга Мёбиуса (видно, врождённая) к искусству – форме, связанной с самопознанием, выражением и обогащением за счёт этого всех остальных.

Увлечённый чтением, а после поражённый произведением, я подумал, что будет не лишним сформулировать свои мысли. В этой заметке, отталкиваясь от своих волнений, я старался ответить на вопрос, связанный с подходом автора к форме выражения себя (анализировал, как можно существовать в выбранных себе рамках), сформулировать для себя подход (метод) создания Мёбиусом данного комикса.


26 июня 2017 г.