О чтении

Марина Сергеева, 1-й курс киноколледжа, мастерская «Мультипликатор»

Когда я была маленькая, я совсем не читала книг. Скучное это занятие, казалось мне. Тысячи каких-то буковок и значков образовывали серые слова, за которыми у меня ничего не стояло. Долгая концентрация над этой пустотой надоедала и наскучивала.

Я начала читать книги, только придя в киношколу. Признавать это позорно, но надо, иначе проблема не решится. А читать я начала, потому что поняла, что в таком обществе как киношкола это необходимо. Правда, сначала я читала мало (что мне и сказали на моем первом ринге), поэтому у меня появился странный «комплекс» глупости, из-за которого теперь я гонюсь за объемом списка прочитанных книг, а не за содержанием каждой отдельной книги. 

Но, на самом деле, всё не так уж плохо. То, что я гонюсь за объемом, не отрицает того, что я не понимаю, что прочла. Книга может меня задеть, она может мне понравиться. Но порой бывает так, что я прочла что-то, а потом через какое-то время даже не могу пересказать сюжет. И это меня сильно взволновало, потому что я прочла замечательные книги, но банально не поняла, о чем они. Зачем же я их тогда читала, если все равно ничего не почувствовала и не поняла (и не запомнила!)? В общем, первая проблема состоит в том, что я стараюсь читать быстро (почти «по диагонали»), относясь к непонятным, пропущенным и не представленным фрагментам почти равнодушно. Что-то вроде: «Ай, ладно! Потом втянусь». 

Первый принцип чтения я прочувствовала, когда читала «Рассказ о жалости и о жестокости» – это медленное чтение. Рассказ Лидии Гинзбург нельзя читать быстро, потому что там особо нет сюжета. Ты следишь не за разворачивающимся действием (историей), а за психологическим состоянием героев. А чтобы следить за этим, нужно самому погружать себя в такое же состояние (проделывать большую работу в связывании текста с собой). В общем, медленно читать нужно, чтобы успевать себе всё вообразить, успеть понять, что происходит и что описывается. И еще успеть взволноваться по этому поводу. 

Немного вернусь назад: «понять» делится на две части: во-первых, это прорабатывание ссылок, встречающихся в тексте (места, люди, понятия, события и проч.), а, во-вторых, это видение разворачивающейся по ходу текста мысли.

Чтобы следить за темой, мыслью, можно во время чтения вести конспект (если текст, например, научный или философский).

У меня зачастую возникают проблемы с разбором текста. Например, с пониманием темы текста, о чем он вообще. Думаю, бороться с этим можно, если вести дневник читателя. Или еще написать после прочтения первые впечатления, самый запомнившийся момент, всяческие связи со своей жизнью, с происходящим в мире, в конце концов.

Я это для себя отметила после обсуждения «Слова о полку Игореве». Мы проговорили принципы чтения, которые вообще кажутся очевидными, но сами они на ум не проходят. Первое – это понимать (а значит – запоминать), что ты читаешь. А второе – представлять (воспринимать всеми органами чувств).

Интересно, что когда начинаешь представлять то, что читаешь, сильнее погружаешься в процесс чтения. Это удивительно! Начинает работать этот портал: ты переносишься в пространство книги. Не знаю, как это описать… То, что ты сам способен представить, смешивается с тем, что пишет автор (он же по-другому представляет то, о чем пишет, поэтому ваши представления различны), получаются новые открытия, новые мысли, пространства. Ты как бы сам создаешь мир, уже созданный автором, но совершенно по-своему. Это удивительно.