О фильме «Человек-швейцарский нож»
Савва Доломанов, 3 курс киноколледжа, мастерская «Режиссер»
Савва Доломанов, 3 курс киноколледжа, мастерская «Режиссер»
Я посмотрел фильм «Человек – швейцарский нож» и нахожусь под глубоким впечатлением.
Хочу вкинуть пару десятков строк об этом символичном, односложном фильме с плохим юмором и начисто выкинутой логикой.
Пола Дано выбросило на необитаемый (скорее всего) остров или на часть материка. Он решает повеситься, но в последний момент видит неподалеку от себя тело, которым оказывается труп Дэниэла Рэдклифа. Дэниэл начинает пердеть и за счет этого весь трястись.
Хочу вкинуть пару десятков строк об этом символичном, односложном фильме с плохим юмором и начисто выкинутой логикой.
Пола Дано выбросило на необитаемый (скорее всего) остров или на часть материка. Он решает повеситься, но в последний момент видит неподалеку от себя тело, которым оказывается труп Дэниэла Рэдклифа. Дэниэл начинает пердеть и за счет этого весь трястись.
Пол превращает тело трупа в катер и за счет пердежа переплывет через океан (или море), попав в другую точку (или ту же самую).
Думаю, что «Ностальгирующий Критик» поторопился, назвав «Запором американского кинематографа» фильм Шумахера*, ибо настоящим стопроцентным и непревзойденным в своей тупости является ни с чем не сравнимый и уникальный в своем роде фильм «Человек - швейцарский нож».
Это как раз тот фильм, где попытка сделать что-то стоящее находит самое неподходящее воплощение. Дэниэлы** хотели сделать фильм, за изображением которого стоит что-то, но у них не получилось.
Я думаю, они даже хотели поиграть с «тупым юмором» и подойти к делу серьезно. К сожалению, это тот самый пример, когда игра в тупое кино стала тупым кино. То самое, чего боятся все любители жанра «на грани».
Как надеялся я, что путешествие с необитаемого острова к жизни в компании с трупом через создание в лесу макета этой самой жизни станет как минимум метафорой и будет интересно вплетено в развитие сюжета. Но если там что-то и было, то отошло на задний план из-за чересчур пошлых и откровенных диалогов, потому что создатели забыли, что в лесу, помимо Пола и Дэниэла, находится еще и полный зал зрителей.
И, сидя в этом зале, я, устав от идеи «обсуждать то, что не принято обсуждать публично», стал бродить глазами по кадру.
Мое сознание сразу пронзила образующая любого изображения — свет. О котором нельзя не упомянуть. Свет ставит акцент на задний план, просто осветив его больше, а передний убрав слегка в тень, так что вместо героев нам хочется увести взгляд назад, на деревья. Так я и сделал. Это символично, знаете ли. Не стоит здесь ничего искать – второго слоя нет, там только дремучий лес.
Сразу можно сказать, что финал ничего не меняет. Это то же самое начало, только на берегу есть и другие актеры (потому что они не играют, а просто находятся в кадре, это не персонажи). Пола арестовывают (только потому, что там есть полицейский, должен же он что-то сделать). А Труп-Дэниэл смывается, используя свою «сверхспособность катера».
И все.
И все.
Вот так ушел Гарри Поттер, а искавший себя актер из «Молодости» нашел жизнь. Теперь эфиры забиты обсуждением как пердежной шутки в фильме так и этого человеческого явления в целом.
Таким образом, неудавшаяся затея Дэниэлов стала метафорой разложения смысла в кино за счет неудачного сценарно-экранного воплощения.
Я люблю находить в фильмах смысл. Это сразу дает такой мощный прилив, как будто с мыса нырнул в соленое море. Но этот фильм доказывает теорию, что корабль без двигателя не плавает. А Дэниэл плавает. И так случилось, что его двигатель стал смыслообразующей линией как этого фильма, так и современного кино в целом.
6 августа 2016 г.