Человек-швейцарский нож или двигатель современного универсального кинематографа

О фильме «Человек-швейцарский нож»
Савва Доломанов, 3 курс киноколледжа, мастерская «Режиссер»


Я посмотрел фильм «Человек – швейцарский нож» и нахожусь под глубоким впечатлением.

Хочу вкинуть пару десятков строк об этом символичном, односложном фильме с плохим юмором и начисто выкинутой логикой.

Пола Дано выбросило на необитаемый (скорее всего) остров или на часть материка. Он решает повеситься, но в последний момент видит неподалеку от себя тело, которым оказывается труп Дэниэла Рэдклифа. Дэниэл начинает пердеть и за счет этого весь трястись.

Пол превращает тело трупа в катер и за счет пердежа переплывет через океан (или море), попав в другую точку (или ту же самую).

Думаю, что «Ностальгирующий Критик» поторопился, назвав «Запором американского кинематографа» фильм Шумахера*, ибо настоящим стопроцентным и непревзойденным в своей тупости является ни с чем не сравнимый и уникальный в своем роде фильм «Человек - швейцарский нож».

Это как раз тот фильм, где попытка сделать что-то стоящее находит самое неподходящее воплощение. Дэниэлы** хотели сделать фильм, за изображением которого стоит что-то, но у них не получилось.

Я думаю, они даже хотели поиграть с «тупым юмором» и подойти к делу серьезно. К сожалению, это тот самый пример, когда игра в тупое кино стала тупым кино. То самое, чего боятся все любители жанра «на грани».

Как надеялся я, что путешествие с необитаемого острова к жизни в компании с трупом через создание в лесу макета этой самой жизни станет как минимум метафорой и будет интересно вплетено в развитие сюжета. Но если там что-то и было, то отошло на задний план из-за чересчур пошлых и откровенных диалогов, потому что создатели забыли, что в лесу, помимо Пола и Дэниэла, находится еще и полный зал зрителей.

И, сидя в этом зале, я, устав от идеи «обсуждать то, что не принято обсуждать публично», стал бродить глазами по кадру.

Мое сознание сразу пронзила образующая любого изображения — свет. О котором нельзя не упомянуть. Свет ставит акцент на задний план, просто осветив его больше, а передний убрав слегка в тень, так что вместо героев нам хочется увести взгляд назад, на деревья. Так я и сделал. Это символично, знаете ли. Не стоит здесь ничего искать – второго слоя нет, там только дремучий лес.

Или вот неправильно смонтированный кадр взгляда Пола, который увидел Дэниэла. Мы думаем, что он слева, а оказывается, он лежит правее. Не попали. Такая неправильная логика проходит сквозняком через весь фильм, где многое алогично.

Сразу можно сказать, что финал ничего не меняет. Это то же самое начало, только на берегу есть и другие актеры (потому что они не играют, а просто находятся в кадре, это не персонажи). Пола арестовывают (только потому, что там есть полицейский, должен же он что-то сделать). А Труп-Дэниэл смывается, используя свою «сверхспособность катера».

И все.

Вот так ушел Гарри Поттер, а искавший себя актер из «Молодости» нашел жизнь. Теперь эфиры забиты обсуждением как пердежной шутки в фильме так и этого человеческого явления в целом.

Таким образом, неудавшаяся затея Дэниэлов стала метафорой разложения смысла в кино за счет неудачного сценарно-экранного воплощения.

Я люблю находить в фильмах смысл. Это сразу дает такой мощный прилив, как будто с мыса нырнул в соленое море. Но этот фильм доказывает теорию, что корабль без двигателя не плавает. А Дэниэл плавает. И так случилось, что его двигатель стал смыслообразующей линией как этого фильма, так и современного кино в целом.

6 августа 2016 г.