Незаметное и явное в Берлине

М.М. Давыдова, педагог мастерской "Мультипликатор"

В разговоре о романе Е. Водолазкина "Авиатор" обсуждали тему памяти и забвения. 

На несколько дней я оказалась в Берлине. В этом городе я не в первый раз, и многое уже знакомо. Но каждый раз с новой силой удивляет, как здесь работают с памятью. Эта работа связна с периодом репрессий 1930-40-х годов. Тема очень болезненная и поражает, с какой открытостью и подробностью освещается то, что происходило в эти годы.


Помимо огромного музея, посвященного немецко-еврейской истории, по городу разбросано множество памятников, мемориальных экспозиций, стендов. Они встречаются в самых разных местах и рассчитаны на разных людей: внимательных и не очень.

Некоторые просто нельзя не заметить – такие, как памятник еврейским детям-беженцам, находящийся на Фридрихштрассе рядом с вокзалом, откуда до начала войны уходили спасительные эшелоны с детьми в Лондон: две фигуры символизируют спасенных детей, а оставшиеся пять установлены в память о тех, кто не смог уехать и был депортирован.

Некоторые мемориальные знаки увидеть не так просто. Таблички в мостовой напоминают о том, что в доме, перед которым они размещены, жили люди, депортированные и убитые нацистами.
        
Напоминание о другой жизни, такое внезапное и даже вроде бы неуместное, встречается вдруг на пути в Филармонию и застает врасплох. Сюда приходят насладиться музыкой. Я шла туда с таким желанием и внутренне уже была настроена на легкость, которую обычно приносит музыка, но у самого входа в Филармонию увидела экспозицию, посвященную программе умерщвления "Т-4". Штаб-квартира ассоциации, разрабатывавшей эту программу, находилась на месте, где сейчас стоит Филармония.
          
Эта экспозиция сильно потрясла меня. Противоречивость места не выходила из головы на протяжении всего концерта. А в конце это ощущение резко усилилось: на улице стемнело, и экспозиция загорелась ярким светом. Этот свет сразу ударил в глаза при выходе. Пропустить его, пройти мимо было уже невозможно, и те, кто не увидел экспозицию до начала концерта, сейчас ее наверняка заметили.

Авторы мемориала сделали точный и в чем-то жестокий расчет: настроенная на тонкое восприятие, расслабленная душа человека, несколько часов слушавшего музыку, полностью открыта. Она выходит и получает пучок яркого и ослепляющего света. Этот свет режет глаза, сильно контрастируя со всем вокруг, от него больно. И как-то тревожно: слишком он ярок. Но эта яркость притягивает. Даже зная, что увидишь, все равно не можешь не подойти. В раскрытую душу все проникает легче. И то, что видишь, больно колет куда-то очень глубоко и остается там. Теперь это есть в памяти.


(Продолжение следует)

4 апреля 2016 г.