О книге Тимура Кибирова «См. выше»

Денис Кудинов, 1-й курс киноколледжа, мастерская «Мультипликатор»



Книга «См. выше» – это сборник стихотворений русского поэта Тимура Кибирова. В этот сборник вошли стихи 2010-2013 годов, что важно для понимания некоторых из них.

«См. выше» – я понимаю это название так, что нужно смотреть выше – на образцы из прошлого, на высшее искусство, чтобы понимать, что происходит сейчас.

Сборник разделен на два раздела: «Пейзажная лирика» и «Что всё это означает?»

«Пейзажная лирика» – о природе и о временах года. Это не просто стихи о восхвалении природы и о том, как она идеальна, стихотворение всегда связано с какой-то проблемой современности-вечности, например, Instagram – явно не вечная проблема, но ведь она тоже имеет право на существование. Или вопрос с Библией и Иисусом Христом обсуждают уже не первое тысячелетие. Каждое стихотворение относится к месяцу или определенной дате, они идут по порядку от мая к апрелю, получается такой замкнутый цикл, который повторяется каждый год.

Вот стихотворение об августе «Заброшенный парк на окраине Битцы». Когда начинаешь его читать, кажется, что первые три четверостишия рассказывают о заброшенном, никому не нужном парке, в котором уже много десятилетий растут яблоки, но сейчас эти яблоки никому не нужны, и они просто загнивают. Но в четвертом четверостишии понятно, что этот заброшенный парк сравнивается с современным поэтом, который никому не нужен. Ведь правда сейчас мало кто интересуется вообще искусством не то, что поэзией. Последняя строфа стихотворения:

                                                                                  Не так ли, поэт, ты вовсю плодоносишь,
                                                                                  Но все в супермаркет идут и в кабак,
                                                                                  И вот ты дичаешь, не пользуясь спросом.
                                                                                  Не так ли? Поэт отвечает: - Не так.



Из последней строчки понятно, что поэт знает, что он нужен миру. Поэт уверен, что у него есть читатель, которому не безразличны его стихи.

«Что всё это означает?»
В этом разделе Тимур Кибиров размышляет о нынешней ситуации в мире, как она связана с прошлым и выражает свои мысли о проблемах современности. В разделе затрагивается политическая ситуация или какие-то другие события. Кибиров затрагивает много актуальных тем, в которых поэтический взгляд крайне интересен. Например, стихотворение «Из истории отечественной духовности»:


                                                                                  «Что такое хорошо и что такое плохо» -
                                                                                  Это вам, ребята, вместо Декалога.

                                                                                  Ну а вместо нагорной проповеди -
                                                                                  «Незнайка в Солнечном городе»

                                                                                  Или вовсе «Мальчиш-Кибальчиш»!
                                                                                  А ты говоришь!..

                                                                                  А ты говоришь в золотушном этом детсаде

                                                                                  О Дантовом аде,

                                                                                  О потерянном рае…

В этом стихотворении говорится о подмене ценностей, о замене первоисточника, детям говорят читать не основу всего, как, например, заповеди (Декалог), а «хорошие» книжки. Без первоисточника нельзя подлинно понять, что есть начало человеческого пути. Нужно понять предков, а не то, что переписали современники (что, конечно, тоже важно). Читать первоисточники довольно трудно, так как они написаны давно и другим языком, но это важно сделать, для того чтобы считать себя образованным человеком.

Проблемы, которые есть сейчас, автор связывает с древними текстами и с Библией. Некоторые отсылки бывают такие сложные, что понять, о чем написано целое стихотворение, крайне трудно. Нужно проводить работу, анализировать стихи, что довольно интересно, и то, что может открыться после разбора, крайне небанально. А некоторые стихи понятны с первого прочтения, они легки и просты. 

У классиков написано о вечности, о том, что существует весна, любовь и т.д. Это не недостаток стихов, написанных сто или двести лет назад, наоборот, это их преимущество – они написаны на века. Но интересен и взгляд умного человека из современности на те события, что происходят сейчас в наши нелегкие времена. Взгляд через поэзию.

Современная поэзия и любое другое искусство не должно отрицать, что было до него, иначе это абсурд. Не может быть искусства без связи с прошлым. Чтобы что-то творить, нужно быть в контексте всего того, что было до тебя. Быть знакомым с минимумом классики. Искусство современности должно дополнять и поддерживать прошлое. Чтобы каждый раз не наполнять новую копилку, а дополнять старую. Ведь довольно круто уметь относиться к тому, что уже существует тысячелетиями.