Как изобразить невидимое? Проблема экранизации литературы

Ника Венгерова, 3 курс киношколы, мастерская "Мультипликатор"


Андрей Тарковский – один из крупнейших режиссёров XX века, чьё творчество оказало значительное влияние на развитие отечественного кинематографа. Первый полнометражный фильм Тарковского – "Иваново детство". Он снят на материале повести В.О. Богомолова "Иван". Никто из режиссеров "Мосфильма" не хотел браться за эту картину. И даже Тарковский, который согласился работать над этим проектом, говорил: «Это было... никак — еще хуже, чем плохо. Это не имело никакого решения, этот рассказ был никак не переплавлен в кинематографическую форму». 

Кино и литература говорят на разных языках, и не каждое произведение можно экранизировать. С этой проблемой и столкнулся режиссёр. Но фильм «Иваново детство» всё-таки снял. Как у него это получилось? Как удалось преодолеть «языковой барьер»?

Первое, от чего отталкиваешься в понимании произведения – название. Богомолов назвал повесть "Иван". Форма имени "Иван" (не «Ваня») – строгая для ребёнка, тем самым автор подчёркивает недетский взгляд на мир, силу главного персонажа – мальчика. Тарковский же меняет акцент. Название «Иваново детство» подчёркивает разницу двух жизней героя: мирного времени (когда он был маленьким мальчиком, привязанным к маме) и войны – постоянной близости смерти.

Мы начинаем читать книгу и в первой же главе видим гиперболу: "Посиневший от холода" (речь об Иване). В кино передать это буквально было бы невозможно. В литературных произведениях некоторые слова или целые предложения могут иметь двойной или переносный смысл. Как выразить это в кино? Как, например, показать внутренние переживания персонажа, сделать слова и метафоры видимыми? Как визуально, не прибегая к закадровому тексту, передать то, что чувствует Иван, переплывая реку? Или как показать обстоятельства, которые уже произошли с героем, но которых мы не видим?

Тарковский передаёт чувства Ивана через его сны, повествует о его характере, ценностях, моментах из довоенной жизни. Через эти сны мы можем лучше понять героя, то, почему он действует сейчас именно так. В книге этого нет – это находка Тарковского. Режиссёр не решался снимать фильм, пока не придумал ход со снами. Ведь они всё собирают в единую картину, добавляют смыслы, которые придают трагизм происходящему с Иваном на войне. Мы чувствуем его боль, потерю светлого прошлого, мамы, родной деревни, где ещё были целы дома, и где теперь, на месте сожженных изб, стоят обугленные печи.


Есть река из сна – река света и жизни, которая блестит, на её берегу играют дети – друзья Ивана, по этому берегу ходит его мама.… Это райская река, река воспоминаний, и, в то же время, река загробная. Всё, что там находится – блаженствует, но уже не существует. Точнее, существует только в душе у Ивана.

И есть другая река – реальная, ледяная и страшная. Река-болото, в которой бесследно тонут сигнальные ракеты. Болото – образ засасывающей дыры, где всё исчезает, вязнет, тонет безвозвратно. Это болото преграждает путь в страну мёртвых – там, на другом берегу, висят двое убитых немцами. Ивану в фильме приходится перебраться через эту мёртвую реку.


Последний сон Ивана (а, может, уже и не сон) – Иван умер, и райское пространство стало реальным, Иван бежит по воде и смеётся... Он счастлив.

Действие фильма начинается и заканчивается сном. В первом и последнем кадрах мы видим деревья, между ними помещается всё действие фильма. Первое дерево – живое, за ним стоит Иван, как бы прячась за стволом. По стволу мы вместе с камерой «взлетаем» вверх… Второе дерево – сухое и чёрное, его вид напоминает обугленные дома из эпизода в деревне. Мы летим вслед за бегущим, радостным Иваном, и неожиданно падаем прямо в корни этого дерева, в черноту… Дерево, говорящее о смерти. На этом кончается фильм.

Режиссер кино не может пользоваться всеми выразительными средствами литературы, чтобы передать смысл, который хочет. Он может пользоваться только изображением, звуком, игрой актёра – одним словом, только средствами кино. Как же ему передавать «невидимые» смыслы, переживания, контексты, метафоры? Тарковский осмелился придумать новый режиссёрский ход, свою визуальную историю, добавить в готовое произведение созданный им мир, сделать новый шаг по отношению к литературному произведению. Отойдя от буквального следования тексту, он, тем самым, смог наиболее полно раскрыть заложенный в повесть смысл.

11 ноября 2016 г.